Уважаемый Владимир Владимирович!                                                                                                                                                               

        Спасибо Вам за то, что мои обращения к Вам не были оставлены без внимания. В Уголовный кодекс РФ были  внесены дополнения и изменения в ст. 228 УК РФ, что позволило четко определиться не только с признаками, характеризующими уголовную ответственность за деяния, связанные с наркотиками, но и законодательно установить разумные размеры наркотических средств, за  обладание которыми наступает уголовная ответственность. Внесение дополнений и изменений в УПК РФ, наконец-то, позволило   создать условия, при которых  следователь, из простого оформителя уголовных дел,  а руководитель следственного органа, из ничего незначащего начальника, стали ответственными должностными лицами за принимаемые ими решения.         

        Однако мои обращения к Вам о том, что в России нет судебного надзора, и, что это является основной причиной произвола творимого государственными чиновниками и должностными лицами, остались без внимания.      Очевидно, пока верх в этом одерживает позиция, которую устраивает стабильное неисполнение судьями  требований Конституции РФ, что было характерно для  страны развитого социализма.                          Все граждане России видят, что строятся, нередко, очень помпезные «дома правосудия», в которых нет главного -  правосудия. Тысячи судей, которых Вы назначаете, получают самые высокие в России должностные оклады, а при уходе на пенсию и самые высокие пенсии. Судьи имеют льготы равные депутатам, но при осуществлении своей деятельности, они не  всегда подчиняются  Конституции РФ и федеральным законам.  Анализ судебной практики и действующего законодательства, свидетельствует о том, что  решения суда, принимаемые по правилам ст. 125 УПК РФ, не обеспечивают защиту от произвола должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Определяя масштабность  ущерба наносимого незаконными и необоснованными действиями и решениями лиц, осуществляющих уголовное  судопроизводство, необходимо учитывать, что ежегодно  одна треть уголовных дел, исчисляемых сотнями тысяч, по различным основаниям прекращается и не доходит до суда. Примерно  по  такому же количеству заявлений о преступлениях, ежегодно  отказывается в возбуждении уголовного дела. При этом никакой судебной проверки действий и решений органов расследования по ним не проводится. Все это создает  идеальные условия не только для произвола чиновников от правосудия, но и способствует должностным злоупотреблениям и коррупции в органах, осуществляющих уголовное судопроизводство.                                                   

        История свидетельствует о том, что без активного участия граждан, ни ведомственный контроль начальников следственных отделов, ни прокурорский надзор не обеспечивали верховенства закона, своевременной защиты прав и свобод участников уголовного судопроизводства.                         Как справлялась прокуратура с произволом должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, я неоднократно рассказывал в своих статьях. « Есть ли в России прокурорский надзор?» № Адвокат № 4. 2001. С. 9-13. «Что мешает прокуратуре России обеспечить верховенство закона?» Адвокат № 10. 2007. С.21-26. «Главенство закона под прокурорским «надзором». Домашний адвокат № 22, за 2007. С.14-16.                                        

        12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской  Федерации, которая не устанавливала никаких ограничений для судебного обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц,  осуществляющих уголовное судопроизводство. Это давало возможность  самим  гражданам, а не чиновнику из прокуратуры, обжаловать в суде любые действия (бездействие) и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.                                          

        Однако,  Верховный Суд РФ, очевидно, посчитал, что для судов будет  слишком обременительно заниматься ещё и рассмотрением жалоб граждан. Поэтому 21 декабря1993 г. в постановлении № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан», он дал свое понимание содержанию ст. 46 Конституции РФ, ограничив возможности граждан в обжаловании незаконных и необоснованных  действий (бездействия)  и решений по уголовному делу.                                     Эти не соответствующие Конституции РФ рекомендации и по существу произвол суда высшей  надзорной инстанции, на протяжении пятнадцати лет удается преодолевать только с помощью Конституционного Суда РФ.          Удручающим для высшего надзорного суда является вывод Конституционного Суда РФ о том, что  правоприменительная практика, не соответствующая требованиям Конституции РФ и федеральным законам, приводит к тому, что значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки УСТАНОВЛЕНИЯМ статьи 46 Конституции РФ выводятся из-под судебного контроля.                 

         Принцип свободы обжалования в суд действий и решений государственных органов в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования мешал и тем, кто в новых условиях развития России, начал делать свой «бизнес» на поле уголовного судопроизводства. Именно этим государственным чиновникам и должностным лицам не нужно было единообразие в судебной практике. Именно они опасались раннего обнаружения их произвола на предварительном следствии не в тиши прокурорского кабинета,  а в открытом судебном заседании.                                                                  

        Свое влияние оказало и то, что слишком долго в России человек, его права и свободы не были высшей ценностью. Практическое применение законов органами государственной власти не было подчинено защите прав и свобод человека и не обеспечивалось правосудием. Практикующие в России юристы не были знакомы с условиями и порядком непосредственного применения норм Конституции РФ.                                                          Неспособность Верховного Суда РФ  организовать  работу судей, которая отвечала бы требованиям Конституции РФ,  можно  считать одним из  условий развития коррупции не только в органах судебной власти, но и  продажности должностных лиц правоохранительных органов.                                 

        Действия «оборотней в пагонах» не получили бы столь масштабного развития при единообразной судебной практике, основанной на требованиях Конституции РФ,  доказывать виновность обвиняемых в порядке, установленном федеральными законами, а также праве обжалования в суд  действий (бездействия) и решений  органа дознания, следователя и прокурора. Лица, никогда не имевшие совести и никогда не считавшиеся с Законом, при надлежащем судебном надзоре, не имели бы возможности занимать должности начальников правоохранительных органов и облачаться в генеральские мундиры и судебные мантии, делая карьеру на фальсификациях с доказательствами и привлекая к уголовной ответственности тех, кто никаких преступлений не совершал.                                 

        История показывает, что гражданам, да и авторитету государства, дорого обходится стабильная бездеятельность судебной власти, которая не только ничего не делает для того, чтобы применение  законодательства судами соответствовало основному закону государства – Конституции РФ, но и всячески противодействует этому.                                                                     

        С сожалением приходится признавать и тот факт, что Вы, как Президент России, являющийся гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина , представляющий Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судьи Верховного Суда РФ и назначающий судей других федеральных судов, не приняли мер к тому, чтобы формируемый Вами состав исполнителей судебной власти, должным образом обеспечивал главенство закона, о котором Вы неоднократно говорили в  средствах массовой информации.          Не хочется верить в то, что Вы все восемь лет  не знали о решениях Конституционного Суда РФ и  не знали о действиях и решениях Верховного Суда РФ, а также о том, кто из судей, хотя бы на  уровне председателей судов субъектов федерации, игнорировал требования Конституции РФ и федеральных законов. В этой связи хотелось бы узнать и понять,  почему Вы ничего не сделали для того, чтобы эти  «юристы» были отстранены от правосудия? Почему Вами не создан механизм, позволяющий, наряду с назначением, избавляться от судей, которые нарушают Конституцию РФ и федеральные законы, подрывают доверие и уважение к власти?        Не может не удивлять  и деятельность созданной Вами  Общественной палаты. Подводя итоги своей работы за два года, Палата посчитала достижением то, что проверила несколько законопроектов. Почему ни от кого не зависимые и уважаемые обществом люди посчитали для себя важным заниматься  проверкой законопроектов, не замечая, что делается  с правоприменительной практикой в России? Почему они не обратили внимание на то, что Конституционный Суд РФ в  своих Постановлениях и определениях неоднократно отмечал, что  сложившаяся в  России правоприменительная практика не соответствует требованиям Конституции РФ?          

        Почему все пятнадцать лет действия в России новой Конституции РФ Верховный Суд РФ принимал решения, которые не соответствуют  требованиям Конституции РФ? Почему рекомендации Верховного Суда РФ по применению  Уголовно-процессуального кодекса РФ,  проект которого почти 10 лет обсуждался и проверялся не только нашими специалистами, но и специалистами зарубежных стран, противоречат Конституции РФ? Почему от всех этих важных для граждан России проблем Общественная палата отвернулась?                                                                                              

        Если  высшая судебная власть не исполняет своего назначения – обеспечения защиты прав и свобод граждан, от произвола и злоупотреблений должностных лиц, считает обузой рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, то такая судебная власть не только вредна обществу, но и опасна для граждан, его составляющих. При такой судебной власти все экономическое развитие России, её национальные проекты становятся неисполнимыми, поскольку судьи, не подчиняющиеся Конституции РФ, и должностные лица, нарушающие порядок  уголовного судопроизводства, становятся угрозой реализации национальных проектов.                  

        Можно сколь угодно говорить о правовом нигилизме. Высказывать с трибун убежденность, что это можно изменить только социальными переменами в обществе. Однако без надлежащего механизма, которым в любом правовом государстве, является суд, сделать это никогда не удастся. Неверие в право, как в регулятор общественных отношений, так и останется в сознании людей. Изменить ситуацию может только отлаженный надлежащий  контроль и надзор за деятельностью судов. Но для этого надо чтобы действия и решения судов надзорных инстанций соответствовали требованиям Конституции РФ и федеральным законам. А как Вы считаете?                                  

                                                                                                            Осин Владимир Владимирович

                                                                                                                                         кандидат юридических наук,

                                                                                                                                         адвокат МГКА.                    

                                                                                                                                                                                                 

 

Обращение к Президенту Российской Федерации

Владимиру Владимировичу Путину

Hosted by uCoz