Уважаемый Владимир Владимирович!

Ваше обращение, поступившее в соответствии с ч.3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, рассмотрено.

По поручению руководства Верховного Суда Российской Федерации применительно к поставленным в Вашем обращении вопросам о недостаточности уровня судебной защиты прав и интересов граждан от неправомерных действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, сообщаю следующее.

В настоящее время Верховным Судом Российской Федерации изучается практика рассмотрения судами в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ, жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц, чьи интересы нарушены производимыми процессуальными действиями или принимаемыми процессуальными решениями органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора. По результатам проведенного обобщения судебной практики будут выработаны необходимые рекомендации, касающиеся осуществления судебного контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан на стадии предварительного следствия.

Проблемы процессуальных гарантий прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства являются наиболее актуальными для судебной деятельности, в связи с чем эти вопросы неоднократно становились предметом обсуждения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В частности, в постановлении Пленума от 5 марта 2004 г. №1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 5 декабря 2006 г. № 60 и от 11 января 2007 г. № 1), обращается особое внимание судов на их обязанность при рассмотрении уголовных дел и вынесении решений соблюдать установленные главой 2 УПК РФ принципы уголовного судопроизводства, имеющего  своим  назначением защиту  прав  и  законных  интересов  лиц  и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Сообщаю также, что постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. №10 (в редакции постановлений Пленума от 25 октября 1996 г. № 10, от 14 февраля 2000 г. № 9, от 25 мая 2000 г. № 19 и от 24 апреля 2002 г. № 8) «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан», содержание которого критикуется в Вашем обращении, признано утратившим силу постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 29 ноября 2007 г. № 48).

В частности, в пункте 8 указанного постановления Пленума от 20 января 2003 г. № 2 обращается внимание судов на то, что ГПК РФ определяет порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (главы 23-26). К таким делам ГПК РФ относит, в частности, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Далее в пункте 9 этого постановления Пленума указывается, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. В соответствии с частью 1 статьи 246 ГПК РФ это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений. Исходя из этого, судам разъясняется недопустимость принятия и рассмотрения в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, заявлений об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и др.) установлен      иной      судебный      порядок      оспаривания      (обжалования).

Поскольку порядок обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, установлен главой 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ, рассмотрение жалоб на такие действия и решения осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 125 УПК РФ.

 

 

Начальник Управления                                                                

анализа и обобщения судебной практики.

Верховного Суда Российской Федерации                                      СБ. Ромазин

 

Hosted by uCoz