Обращение к Президенту Российской Федерации

                                                  Уважаемый Дмитрий Анатольевич!                                                                                                                                                             

         Средства массовой информации сообщили о том, что общественности представлена часть резерва для назначения на ключевые региональные и федеральные госдолжности.  В этой связи, хотелось бы знать, по каким критериям осуществляется отбор и не получится ли так, что среди резерва окажутся слабо подготовленные родственники и друзья тех, кому Вы доверили такой отбор осуществлять?  Меня, как практикующего юриста, интересует вопрос о том, как осуществляется подбор тех, кто будет возглавлять систему федеральных органов судебной власти. То, что с резервами на эти должности большие проблемы, свидетельствуют следующие обстоятельства.            

        Так, несмотря на то, что на протяжении 15 лет правосудием не обеспечивается смысл, содержание и применение законов, а правоприменительная практика не соответствует требованиям Конституции РФ и федеральным законам, о чем неоднократно в своих постановлениях и определениях указывал Конституционный Суд РФ, но на должность Председателя Верховного Суда РФ постоянно избирается В.М. Лебедев.              

        Под его общей редакцией в 1997 и 2001 г. выходили научно-практические комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, содержащие рекомендации по применению норм УПК, противоречащие Конституции РФ.        

        В моей практике неоднократно имели случаи, когда судьи Верховного Суда РФ, рассматривая надзорные жалобы, не подчинялись не только Конституции РФ, УПК и правовой  позиции Конституционного Суда РФ, но и рекомендациям, которые давались Пленумом Верховного Суда РФ, начиная с 1995 г.                      

        Поэтому не случайно, что на протяжении 10 лет, Вам говорили о том, что борьбе с коррупцией мешает отсутствие определения коррупции. Этим «эксперты» пытались скрыть от Вас неспособность правоохранительных органов доказывать коррупционные деяния должностных лиц по правилам, установленным УПК РФ, а также неспособность судей осуществлять судебное разбирательство по таким делам, не допуская использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.                                  

       В.М. Лебедев получил известность ещё в стране развитого социализма, когда вынес оправдательный приговор по делу о «спекуляции». Казалось, что столь смелый человек, возглавив Верховный Суд РФ, обеспечит, прежде всего, надлежащий  судебный надзор за действиями (бездействием) и решениями высшей надзорной  инстанции. Но этого не произошло.                         Известно, что в 1998 г. в Верховном Суде РФ путем внесения рекомендаций в постановление  Пленума ВС, «правили» неудачный закон об ответственности за незаконный оборот наркотиков. Подробно об этом я изложил в статье «Осужденные по ст. 228 УК РФ вправе бороться за свою реабилитацию», которая опубликована в журнале «Адвокат» № 8 за 2004 г. С. 59-62.                                                                                                                    

        Известно, что именно Верховный Суд РФ является противником широкого  применения судебного обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, а  его Постановление  № 1 от      10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ», содержит  рекомендации, свидетельствующие о том, что даже  и при признании судом действий (бездействия) и решений должностных лиц незаконными и необоснованными, права и свободы  граждан останутся беззащитными.             

        Так, в п. 21 указанного Постановления рекомендуется обязывать должностное лицо устранить допущенные нарушения, но при этом судья не вправе предопределять действия должностного лица, осуществлявшего расследование, отменять либо обязывать его отменить решение, признанное им незаконным или необоснованным.                                                                          

    Но такие рекомендации противоречат тому, что признание судом незаконным и необоснованным любого акта, делает его не имеющим юридической силы не с момента признания его таковым судом, а с момента принятия такого незаконного и необоснованного решения.                                  

        Кроме того, такие рекомендации не учитывают требований ст. 392 УПК РФ, в которой указано, что вступившие в законную силу постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, должностных лиц подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.                                                                           

        Надежду на то, что с судебным произволом в ближайшее время хотя бы начнется  какая-то работа, и суды будут подчиняться Конституции РФ и федеральным законам, дает информация о Вашей встрече с Председателем Конституционного Суда  РФ В. Зорькиным.                           

        В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» выявленный в  Определениях и Постановлениях Конституционного Суда РФ конституционно-правовой смысл положений статей УПК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.     

        В этой связи не надо полагаться на то, что только с налаживанием механизма исполнения  решений Конституционного Суда РФ они начнут воплощаться уже в практику других судебных органов.  Конституция РФ доверила Вам формировать исполнителей  судебной власти. Поэтому не может не вызывать удивление тот факт, что во главе исполнителей судебной власти стоят те, кто не подчиняется Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его решениях.      

        Изменить ситуацию позволит,  прежде всего, избавление Вами от советников и экспертов, неспособных отслеживать несоответствие правоприменительной практики требованиям Конституции РФ и федеральным законам. Избавление от представителей, предпочитающих начальственную охоту с вертолета на горных баранов на Алтае, исполнению тех обязанностей, что Вы их наделили.    

        В этой связи представляется необходимым отслеживать тех студентов, которые поступили учиться на юридические факультеты не потому, что там нет математики или им лучше даются гуманитарные предметы, а потому что уже со школьной скамьи они поняли, что нельзя жить в стране, где правят произвол чиновники, а экономика развивается по бандитским понятиям.          Таких студентов единицы, но именно  они проявляют усердие в учебе. Иногда досрочно, но с отличием оканчивают школу, юридический колледж, а затем университет. Они активно участвуют в научных конференциях и даже  публикуют свои работы в солидных журналах.  

        Несмотря на то, что Вы с подозрением относитесь к отличникам, а эти подозрения не беспочвенны. Каждый год дипломы с отличием получают тысячи  юристов, но только  десяток из них достойны этого диплома.  Вот именно из таких отличников и надо создавать резерв  для назначения на госдолжности. Только в этом  случае есть надежда на то, что недоучки не встанут в очередь для занятия должностей, от которых зависит жизнь граждан России.         

         Желаю Вам успехов.

                                                                          

С уважением                                                                                                                               

«18» февраля 2008 г.                                      адвокат Адвокатской конторы                                                                        «Басманная» (№20) МГКА-1,                                                                        кандидат  юридических наук,

                                                                       Осин Владимир Владимирович

 

Hosted by uCoz